Хитрый ход

Как же вести себя с людьми, которые пытаются подчинить вас своей воле? Попробуем понять это на примере с документами для министра, приведенном чуть выше.

— Добрый день, Олечка Сергеевна. Замечательно выглядите.
— Спасибо. Стараюсь.
— А вот наш шеф в последнее время что-то выглядит неважно. Перетрудился, что ли?
— Да что вы? А я сегодня утром отметила, что он в прекрасной форме.
— В последнее время я все думаю над одним проектом. Вы не могли бы показать шефу вот эти бумаги?
— Но ведь эти вопросы обычно обсуждаются по пятницам на министерской коллегии. Вот там и следует представить ваши идеи.
— Но я хотел бы раньше побеседовать с шефом. Вы не покажете ему папку с документами? (Передает папку и шоколадку.)
— Хорошо, я спрошу, будет ли у него время ознакомиться с вашими предложениями. Положите ваши документы вот в эту папку. Но обычно министр не изучает предложения заранее. А шоколад я не ем. Диета. В здоровом теле — здоровый дух! Всего доброго, Александр Петрович, до пятницы. Простите, у меня через пять минут совещание. Я должна подготовить материалы.

Более официальная и отстраненная позиция пресс-секретаря во втором случае позволила ей избежать ненужных обязательств. Она не поддалась на кокетливый комплимент и восприняла его как должное. Это нормальная реакция уверенной в себе женщины.

Далее, наша героиня все время поддерживала дистанцию в общении. Называла посетителя по имени-отчеству, напоминала ему правила решения подобных вопросов, принятые в министерстве, была не слишком многословна, особенно при обсуждении своего начальника.

И она сразу же стала возражать по пустякам. «Нет, шеф отлично выглядит», «обычно он не читает предложений».

Этот прием помогает сбить с толку даже очень умелого манипулятора.

Человека, который все время не согласен, труднее заставить идти с вами в одном направлении.

Но в тактике отрицания главное не переборщить.

Так, опытный манипулятор может тут же перестроиться и сыграть на вашем пафосе отрицания. Описывая точку зрения, абсолютно противоположную собственной, он может заставить идти в нужном ему направлении.

Либо выскажет точку зрения какого-нибудь Ивана Ивановича, с которой вы будете спорить до умопомрачения, а после, когда силы ваши будут уже на исходе, плавно подведет вас к нужному ему, манипулятору, решению.

Или затеет «игру с общим врагом».

Да мало ли что может прийти в голову искусному промывателю мозгов и замысловатому словоблуду.

Если вас втягивают в подобные игры, скажите что-нибудь типа: «Стойте, вы меня совершенно запутали, я не вижу логики в ваших рассуждениях». Или просто сошлитесь на занятость, которая не позволяет вникать в столь сложные проблемы.

И наконец. В завершение диалога пресс-секретарь ничего не обещала.

Она лишь спросит у министра, есть ли у того время, и все.

Существует и другая форма защиты. Предположим, вы имеете дело с человеком, от которого прямо или косвенно зависите. Изобразите молчаливое понимание, кивните головой и неопределенно пожмите плечами.

Сделайте вид, что не заметили на столе оставленной папки с документами, а потом присовокупите все это к корреспонденции шефа.

Шоколад используйте для представительских нужд вашего начальника, а при следующей встрече с посетителем заметьте, что министр очень любит именно этот сорт. Свое же нежелание помогать обоснуйте внешними обстоятельствами. «Я бы рада, да шеф всю неделю был в отъезде».

Конечно, возможен вариант, что пресс-секретарь действительно захочет посодействовать молодому и перспективному директору отраслевого НИИ. Но тогда она, скорее всего, сама изучит суть предложения, а следовательно, будет осознанно разделять позицию специалиста. В случае, когда обе стороны диалога имеют четкое мнение по данному вопросу, речь уже не идет о манипулировании.

Важно помнить, что

манипулятор рассчитывает на два фактора: ваше незнание ситуации и вашу эмоциональность.

Чаще всего мы становимся жертвой манипулятора, когда нами овладевают сильные эмоции. Цель его — вывести вас из равновесия.

Вы расчувствуетесь, будете взволнованны, смущены или со стыдом припомните, как совершили какой-нибудь проступок сто лет назад. Слова вашего собеседника заставят вас покраснеть, возможно, почувствовать сердцебиение или замедление дыхания.

Если так произойдет, насторожитесь: вашему собеседнику удалось внедриться в вашу эмоциональную сферу слишком глубоко.

Смело прерывайте разговор, говорите, что вам необходимо позвонить или выйти в туалет. И только успокоившись и обдумав ситуацию, возвращайтесь к противоборству с манипулятором.

Драматург Джулиус Ренард сказал однажды, что истинно свободный человек — тот, кто может отказаться от приглашения на обед без слов извинения. Трудно себе представить, чтобы кто-то действительно поступил так. В русской культуре принято быть вежливым и деликатным. Однако в этой мысли, доведенной до абсурда, есть доля истины.

Свободный человек должен уметь сказать "Нет", даже если собеседник этого никак не ждёт.

Полезная информация: