Возьми меня!

Попробуем взглянуть на этот же вопрос со стороны человека, который пытается устроиться на работу. Конечно, есть на свете люди, которые могут сказать, что первый шаг их благополучной карьеры — это день появления на свет. Так, в некоторых семейных компаниях, порой даже очень влиятельных, и международных концернах наследников дела с детства приучают к ведению бизнеса.

В одной крупной торговой компании в Австрии российская делегация была представлена пятилетнему сынишке владельца и генерального управляющего компании. Сей смышленый младенец приходит на работу два раза в неделю на пару часов. Но, думаю, что с возрастом это дело все больше и больше начнет увлекать его. И будьте уверены, к этому времени он уже будет знать всех партнеров!

Большинство же нормальных людей входят в бизнес не по воле предков, а по собственному желанию. А, следовательно, началом своей карьеры могут назвать первое испытание, которое приходится выдерживать специалисту, решившему устроиться на работу. Речь идет, как вы могли догадаться, о прохождении собеседования и тестирования при приеме на работу.

Прежде всего, надо четко знать, чего вы хотите: выгодно продать свою квалификацию, найти место, где можно чему-нибудь научиться, или занять должность, которая позволит вам решить какие-либо личные проблемы.

На самом деле вариантов может быть гораздо больше, включая различные комбинации указанных мотивов поиска работы и еще более экзотические мотивации. Один мой бывший коллега решил сменить место работы, что называется, по убеждениям. Он решил развивать российскую промышленность и предпочел уйти на меньшую зарплату, но в тот сектор экономики, который привлекал его внимание. Тут мы имеем дело с принципиальным и целеустремленным человеком, которому «не за себя, за Россию обидно». Другой мой знакомый, тоже патриот, искал такую работу, чтобы из окна офиса открывался вид на прекрасный ансамбль Кремля. И представьте, нашел! Счастлив безмерно!

Но мы будем ориентироваться на наиболее часто встречающиеся мотивы поиска работы. Если вы решили найти место, где по достоинству оценят ваши способности, следует запастись терпением, не пасовать перед неудачами и не соглашаться на первый, предложенный вам вариант.

Если же вам пока похвастаться нечем, то стоит соглашаться на работу в крупной компании даже на самых невыгодных условиях и скрупулезно впитывать годами накопленный опыт международных корпораций. Он вам весьма пригодится!

Для начала приобретите несколько специализированных изданий с объявлениями о вакансиях и обзорами по состоянию рынка труда. Попробуйте выяснить средний уровень заработной платы на интересующей вас должности. Не стоит отчаиваться, если ваши запросы выше средних. Если вы это выясните, надо выбирать определенную тактику самопрезентации. Большие деньги коммерсанты платят только в случае уникальных предложений. А значит, надо подумать о том, что уникального вы сможете им предложить.

Например, если вы решили наниматься в качестве секретаря, а получать хотите как менеджер среднего звена, следует настаивать на карьере персонального помощника. А значит, надо припомнить все случаи, когда вы помогли прошлому руководителю открыть филиал в другом городе, организовали празднование его юбилея или свадьбы, помогли выбрать загородную резиденцию, которая удовлетворила всем его требованиям, вели контроль за доходностью вложенных в дело средств, управляли работой офиса.

Да мало ли что можно придумать такого, что понравилось бы любому занятому человеку!

Престижную работу вероятнее найти через агентство по трудоустройству. Но можно это сделать и самому. Все зависит от стратегии компании при подборе персонала: настроены они на сотрудничество с кадровыми агентствами или нет.

Известно, что в нашей бизнес-культуре работодатели при выборе, прежде всего, ориентируются на опыт человека и его профессиональные навыки. В американском бизнесе принято больше внимания обращать на личностные качества и потенциальные возможности кандидата. Они измеряют уровень интеллекта, составляют личностный профиль, пытаются определить ведущие мотивы деятельности человека. При желании и наличии способностей обучить можно всему.

У нас все иначе. Наш Бизнес в своем развитии летит как на пожар. Мы делаем за пять лет то, что они в свое время развивали десятилетиями.

А посему нам некогда тратить время «на такую ерунду», как обучение. Пришел работать — впрягайся сразу! Поэтому на нашем рынке труда люди продают свой опыт и знания. А значит, прежде всего четко оцените, есть ли вам что продать.

Далее. Приходя на собеседование, заранее хотя бы немного узнайте о фирме: как давно существует компания, сколько в ней работает человек, каков профиль ее деятельности, может быть, немного об истории ее создания. Не огорчайтесь, если не пришлось узнать много. Более всего вам это удастся во время первого визита в офис компании.

Свежий взгляд человека, не посвященного в местные отношения и интриги, оказывается, как правило, весьма точным. Вам нетрудно будет понять, чем живет коллектив, какая манера общения здесь принята, как ведет себя шеф по отношению к подчиненным.

Обратите внимание, как держат себя сотрудники. Во что они одеты: в строгие костюмы спокойных тонов или в вольные джинсы и прозрачные блузочки. Известно, что одежда на работе очень точно соответствует атмосфере и стилю делового общения.

Обратите внимание, курят ли сотрудники в специально отведенном месте, или они смолят прямо на рабочем месте, не опасаясь недовольства со стороны начальства и пожарной охраны. Гуляют ли девушки под ручку, обсуждая последние новости в мире шоу-бизнеса, или люди деловито перемещаются с документами в руках в поисках нужного коллеги.

Если вы попали в тусовочную организацию, напоминающую милую студенческую компанию, вспомните про свое КСПшное прошлое и, как бы между прочим, процитируйте что-нибудь из Высоцкого. Если вы видите, что шеф прилюдно отчитывает сотрудника за невыполненное в срок задание, ведите себя как человек, который ценит свое и чужое время. Четко отвечайте на поставленные вопросы и не допускайте лирических отступлений.

Не скрывайте, если вы что-то знаете об истории создания фирмы, о ее достижениях. Это всегда приятно услышать.

Скажите несколько слов о сильных сторонах этого бизнеса. Если вас может порекомендовать кто-либо из сотрудников компании, не стоит об этом говорить прямо. Лучше сказать, что о компании вы много слышали от Ивана Ивановича и давно следите за успехами этого предприятия. Тем самым вы проявляете заинтересованность в делах компании, а заодно и высказываете свои пожелания по поводу будущего сотрудничества.

Полезная информация: