Управляемся как можем

Однажды на тренинге управляющих коммерческих фирм я имела возможность сравнить манеру поведения нескольких топ-менеджеров российских и иностранных компаний.

На такие учебные семинары менеджеры обычно приходят с конкретными проблемами. Они хотят не только получить индивидуальную консультацию по интересующему вопросу, но и узнать, что волнует управляющих других компаний.

Что называется, поучиться на чужих ошибках.

Ведь при всем разнообразии особенностей и подходов можно найти общие специфические черты ведения российского и западного бизнеса.

Иностранный лагерь был представлен генеральным управляющим немецкой химической корпорации господином лет 50, плотного телосложения, очень напряженным и испуганным тем, что его компания не выполнит утвержденных западным руководством плановых показателей. Другой представитель инофирмы — слегка агрессивный молодой человек из отдела продаж «Пепсико-фудс» — был в мятом костюме и держал руки в карманах.

Российская команда состояла из молодой дамы — директора небольшой риэлторской фирмы, периодически дававшей указания по сотовому телефону, начальника отдела крупного коммерческого банка, ничем особенно не выделявшегося, и юного любознательного менеджера консалтинговой компании.

В ходе обсуждения я сразу увидела, что эти люди пришли на тренинг с разными целями. Так, управляющие российских компаний пришли посмотреть на людей, безусловно, сравнить себя с ними и, если удастся, получить информацию к размышлению. «Иностранцы» же, как правило, нуждаются в готовом рецепте решения создавшейся ситуации и требуют точного объяснения всех возможных управленческих подходов.

Известно, что в высокотехнологичном западном бизнесе уже давно проработаны инструкции и рекомендации даже «на всякий пожарный случай», а посему менеджеры этих компаний предпочитают не отклоняться от хоженных десятилетиями маршрутов и действуют четко по инструкции.

Если же возникает нештатная ситуация, сборником инструкций не предусмотренная, они обязательно обращаются за консультацией к специалисту. А у российских бизнесменов, в отличие от западных коллег, что ни день, то форс-мажор. Поэтому они с большим интересом начинают изобретать колесо, причем некоторым сразу удается его модифицировать до неузнаваемости. Итак,

российские предприниматели интуитивно и замысловато творят свой бизнес из подручных средств. Иностранцы же, звезд с неба не хватая, используют богатый опыт прошлых поколений.

А вопросы и проблемы, как ни странно, у всех приблизительно одинаковые. И связаны они с тем, что все компании — и крупные российские, и западные — находятся на одной стадии развития (так как образовались приблизительно в одно и то же время) и вынуждены приспосабливаться к одинаковым условиям.

Правда, в вопросах снижения налогообложения большинство российских фирм более смелы, а западные более законопослушны. Однако изобретать способы общения с налоговыми органами приходится всем.

Полезная информация: