Учиться, учиться и учиться!

Большое количество менеджеров, пытаясь выбрать способ получения дополнительного образования, останавливаются на традиционных экономических факультетах или какой-то похожей схеме обучения.

Вместе стем экономическое образование, к сожалению, не гарантирует формирования управленческих навыков в полном объеме.

Экономическое образование направлено на познание экономических законов и процессов как на уровне одного предприятия, отрасли, так и макроэкономики. В этом смысле экономическое образование шире, и такой выбор оправдан. Но с другой стороны, оно уже, чем недавно ставшее суперпопулярным бизнес-образование, которое включает в себя также проблематику социологии, психологии, информативен и других наук в применении к отдельно взятому предприятию. Таким образом, новое бизнес-образование есть нечто междисциплинарное и весьма интересное, как все, что позволяет совместить в себе вещи, трудно объединяемые традиционными науками. Эклектика, как всегда, привлекательна!

А потому менеджеры конечно же постигают некоторые аз ы экономической науки, также как и психологии, социологии и прочих замечательных наук. Кроме того, менеджеры, как люди весьма прагматичные, очень рады получать знания, более практически ориентированные. Мало знать, как принимаются решения, надо уметь их принимать.

Необходимо не только иметь представление о приемах ведения переговоров, но и добиваться успеха в переговорах. Полезно не только знать что-то о мотивации, но и уметь действительно запрограммировать своих сотрудников на трудовые свершения.

Некоторые продвинутые бизнес-школы пытаются формировать определенные личностные качества, необходимые для эффективной работы менеджера: энергичность, инициативность, надежность, способность к творчеству, гибкость, мужество, смелость и уверенность в себе. Если не принимается во внимание эта тонкая психотерапевтическая составляющая бизнес-образования, менеджеры, по меткому выражению социолога Г. Ливитта, могут получиться с «перекошенными мозгами, холодными сердцами и усохшими душами».

В европейском бизнес-образовании условно можно выделить доопытные программы первичной профессиональной подготовки (к примеру, широко распространенные у нас курсы бухгалтеров) и послеопытные, основанные на регулярном прохождении специальных тренингов и курсов. Первый уровень более привлекателен для людей без опыта работы, тогда как второй незаменим для активных в бизнесе людей, ориентированных на профессиональный рост.

Первыми учебными заведениями, направленными на профессиональное развитие специалистов, были коммерческие школы, появившиеся в XIX веке во Франции времен Третьей республики. Но даже в наше время центр тяжести традиционной европейской модели бизнес-образования по-прежнему приходится на базовое профессиональное образование в университетах или политехнических школах.

Реальным основателем широкого движения за научное управление в производстве принято считать Фредерика Тейлора, автора трудов «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления».

Опираясь на принципы организации производства, построенные на четком хронометраже и научной организации труда, американцы сумели создать уникальную, завоевавшую популярность во всем мире самобытную модель образования управленческого персонала.

В Америке распространена «новая» система бизнес-образования, которая не требует наличия специальной подготовки и легко адаптируется как для студентов, пришедших со школьной скамьи, так и для умудренных опытом специалистов-управленцев.

В американском образовании существует множество программ с присвоением и без присвоения степени, то есть с выдачей и без выдачи дипломов.

Для тех, кому нужен диплом, предназначены программ — мы бакалавриата, относящиеся к категории преддипломного обучения. Внутри этих программ возможна некоторая специализация в области менеджмента, финансовых дисциплин, маркетинга и прочих, однако специальные курсы начинаются только на последнего году обучения.

Программа же в целом не слишком различается для студентов, ориентированных на разную специализацию, а лишь готовит их к постижению основ выбранной специальности.

Следующая степень — магистерские программы, имеющие целью присвоение столь популярных у нас сейчас звание MBA (Master of Business Administration). На этом этапе специализация уже совершенно необходима, и подготовка организована с учетом специфики выбранного образовательного профиля.

Программы MBA, в свою очередь, подразделяются на очные с отрывом от производства, очно-заочные или вечерние для желающих сочетать обучение с работой и дистанционные для тех, кто не может посещать занятия и предпочитает учиться по Интернету.

Степень MBA, в отличие от диплома высшего учебного заведения, говорит не столько о более высоком образовательном уровне специалиста, сколько о его готовности к практической работе в должности менеджера в организациях.

Учёная степень доктора философии (PhD degree) в области бизнеса предполагает не только прохождение целого ряда специальных курсов, сдачу экзаменов, но и проведение самостоятельного научного исследования в области управления. Это нечто напоминающее защиту кандидатской диссертации в области организации управления.

Также существует множество программ, не предусматривающих получение диплома. После окончания подобных курсов вы получаете сертификат.

Наконец, все более популярным становится дистанционное обучение, когда вы получаете определенные материалы и задания с помощью Интернета и электронной почты и учитесь по удобному для вас графику и, возможно, даже по индивидуально выбранной вами программе.

Время такой учебы неограниченно, и вы можете получать дополнительные знания в течение все своей жизни, включая время пребывания на заслуженном отдыхе, именуемое в народе пенсией.

Все эти формы бизнес-образования доступны сейчас российским гражданам, так как большое количество международных учебных заведений открыло здесь свои представительства и ведёт обучение на русском языке. А тем, кто знает английский, можно попробовать получить грант на обучение по программам студенческого обмена или поучаствовать в государственной программе по подготовке молодых специалистов в области управления.

Если вы не слишком любите учиться и не в состоянии найти в себе силы посещать занятия каждый день, вам больше подойдет программа бизнес-тренингов, направленных на формирование различных навыков, или семинаров по конкретным, интересным для вас темам. К примеру, если вы решили заняться реорганизацией своей фирмы, то следует посещать семинары, посвященные изменениям организационной структуры предприятия. Если вы хотите что-то исправить в системе оплаты труда, сходите на занятие, посвященное мотивации персонала. Если вы хотите провести аттестацию персонала, вам подойдёт открытый семинар, куда попадают сотрудники различных компаний.

И даже если он не полностью ответит на все ваши вопросы, вы будете иметь уникальную возможность обсудить в узком кругу специалистов волнующие вас вопросы, завязать нужные знакомства.

Если же вы хотите быстро научить чему-либо своих сотрудников, проведите корпоративный семинар. Это семинар по спецзаказу только для вашей компании.

Вы можете заранее наметить наиболее интересные вопросы, выбрать тренера, который сумеет все это изложить, и даже подготовить специальные задания и материалы из повседневной жизни компании.

Таким образом, общими силами иногда прямо на тренинге удается решать достаточно серьёзные проблемы. Более того, все чувствуют себя причастными к созданию данного решения и не оказывают сопротивления при его внедрении.

Полезная информация: