Сотвори себя сам!

Ничто так не зависит от удачи и не стоит такого упорного труда, как правильный Брак и удачная карьера.

И если браки совершаются на небесах, то карьера, хоть и зависит в какой-то степени от везения, но все же вещь вполне рукотворная. В разные времена человеку необходимы были разные качества для построения успешной карьеры. Да, настойчивость и целеустремленность ценились всегда и понимались во все времена одинаково. Но вот что касается профессионализма и компетентности, то здесь время вносит поправки.

Инженер-путеец, окончивший университет в начале нашего века, мог спокойно надеяться на багаж полученных знаний течение всей своей продолжительной карьеры.

В наше время поступательное продвижение по карьерной лестнице невозможно без дополнительного обучения. Раньше всего система обязательного повышения квалификации в нашей стране сформировалась среди партийных функционеров, медицинских работников и специалистов по внешнеэкономической деятельности. Обязательные требования регулярного повышения квалификации предъявлялись и к преподавателям всех уровней, хотя были они довольно формальны. Так или иначе, некоторое время назад профессиональное образование и повышение квалификации было для многих из нас делом достаточно привычным.

Для коммерческих структур, особенно российских, к сожалению, еще не наступил период повального осознания необходимости профессионального совершенствования. Бизнес-образование у нас в стране пользуется популярностью лишь в среде продвинутых предпринимателей да сотрудников иностранных компаний. Многие компании после недавнего августовского кризиса заинтересовались тренинг-центрами как лекарством от недугов, особенно сильно обострившихся в связи со сложной ситуацией на рынке.

И действительно, менеджер по персоналу крупной российской компании, продающей торговое оборудование, к примеру, утверждает, что падение объема продаж в период кризиса позволило доказать владельцам компании необходимость проведения специальных тренингов с менеджерами и торговым персоналом.

Выходит, действительно нет худа без добра! Трудности ведения бизнеса вынуждают нас приходить к цивилизованным формам его организации.

В странах Западной Европы и США эти азбучные истины вряд ли следует доказывать серьезным предпринимателям и бизнесменам. Организация профессионального обучения стала одной из ведущих функций отделов персонала, а бюджет затрат на обучение персонала в большинстве организаций прочно занимает вторую позицию после фонда заработной платы. Такие компании, как «Дженерал моторе», Ай-би-эм, «Моторола», ежегодно тратят миллиарды долларов на профессиональное развитие и обучение своих сотрудников и даже имеют собственные постоянно действующие институты и университеты.

В 1939 году «Моторола» создала инженерный клуб для организации образования сотрудников компании. Позднее на базе клуба сформировался центр обучения. В 1986 году был организован постоянно действующий университет «Моторолы». Каждый сотрудник «Моторолы» как минимум 5 дней в году тратит на обучение. Помимо технических обучающих программ в университете организованы курсы управления, коммуникационных навыков, планирования и организации работ. По мнению специалистов компании, университет – основное средство развития персонала и компании в целом.

Современной организации, несомненно, необходим информационный центр, позволяющий обмениваться идеями и инновационными подходами к решению проблем.

Среди российских компаний также есть особо отличившиеся в организации образования сотрудников. Интересен, к примеру, опыт известного предпринимателя Владимира Довганя, который создавал собственные программы подготовки и переподготовки менеджеров. Программа включала общеобразовательный блок (культурология, психология, социология, страноведение), специальный блок, состоящий из теоретических занятий по менеджменту, маркетингу, экономическим дисциплинам, и, наконец
Блок личностного развития, куда входили специальные упражнения по тренировке памяти, стрессоустойчивости и прочих полезных качеств.

Например, каждый менеджер по продажам обязан был несколько раз прыгнуть с парашютом, вероятно для того, чтобы научиться преодолевать страх перед неизвестностью и уметь рисковать.

Система подготовки специалистов – это, пожалуй, самое интересное изобретение Владимира Довганя. Менеджеры, проработавшие у него более года, с успехом реализуют себя во многих московских торговых компаниях. А специальная программа подготовки специалистов для региональных представительств, начатая в 1998 году совместно с Финансовой академией, пожалуй, является единственным популярным сейчас проектом господина Довганя, который имеет шансы закончиться хорошо. Так что хоть в этом дело Довганя не умрёт.

Однако, обучение важно не только для сотрудников крупных развивающихся корпораций. Оно столь же, а возможно, даже и в большей степени необходимо и хозяину небольшого семейного магазинчика или маленького загородного отеля. Ведь сотрудники таких малых предприятий должны в большинстве случаев принимать самостоятельные решения, опираясь лишь на собственные знания и интуицию. А значит, им необходимо ориентироваться в последних изменениях законодательства (основы юридических знаний), оценить эффективность предлагаемого компаньоном нововведения (экономические знания), правильно спланировать кредитную политику и систему скидок для постоянных клиентов (финансовое образование) и многое-многое другое. Вот и выходит, что

небольшие предприятия, которые и не думают о создании центров обучения, более всего в них нуждаются.

К счастью, в нашем стремительном и предприимчивом мире всегда находятся люди, готовые помочь в трудной ситуации. Они и придумали коммерческие бизнес-школы и тренинг-центры, которые с успехом доказали свое право на существование.

Полезная информация: