Пятилетний план – за 3 года!

Правильно спланировать любое дело — значит на 80% обеспечить его успех.

Народная мудрость гласит: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Не зная броду, не суйся в воду», «Главное в нашем деле — вовремя смыться».

Уже на патриархальных этапах становления общества люди ценили дар предвидения и правильного прогноза. С развитием общества популярность гадалок и ясновидящих явно не уменьшилась. В штате некоторых фирм есть астрологи и другие черные и белые маги, которые предвидят исход того или иного мероприятия, начинания, нового проекта.

Захотел, например, директор открыть новое направление, зовет он к себе придворного астролога: «А что, батюшка, не открыть ли нам с вами супермаркет в Марьино?» А астролог ему звездную карту составит, про пятый и седьмой дом расскажет и вывод сделает: «Нельзя, уважаемый, открывать сейчас супермаркеты. А все потому, что Юпитер с Венерой не в том месте сошлися и может статься какой катаклизм».

И придется невезучему предпринимателю ждать еще лет десять, пока небесные тела разойдутся в нужном направлении и звезды скажут ОК.

А те, кто забыл записать в свой штат астролога, возьмут да и рискнут-таки открыть супермаркет в этом забытом Богом районе. И люди, которые там живут, будут благодарить их до конца жизни за то, что не дали им умереть голодной смертью, несмотря на то, что Венера и Юпитер никак не встанут в нужную позицию.

В некоторых же «несовременных» компаниях люди по-прежнему стараются заниматься экономическим анализом и планированием бюджета. Специалисты, к примеру, настоятельно рекомендуют введение принципов бюджетного планирования в наши малые и средние предприятия.

И действительно, на определенной стадии развития предприятия, когда оно перестает беспрекословно подчиняться воле единственного владельца, в организации появляется загадочный человек, производящий всяческие расчеты и анализы результатов деятельности, а в итоге выдает цифры прогнозов, на которые, как на Владимирскую икону, молятся все отделы и сотрудники.

Именно от правильности этих расчетов во многом зависит возможность предприятия выстоять в конкурентной борьбе.

Финансовый аналитик, так называют таких специалистов, становится первым, после генерального директора, лицом в компании.

Его виза стоит на всех сколь-либо значимых документах: контрактах с поставщиками и крупными клиентами, внутренних отчетах и бизнес-планах сотрудников. Ни один сотрудник фирмы, даже ее коммерческий директор, не может предоставить дополнительные скидки или изменить условия платежей без предварительного согласия специалиста по планированию и экономическому анализу. А нужно это для того, чтобы организация за видимой выгодностью предложения сумела различить его истинную подоплеку.

К примеру, ваш очень крупный дистрибьютор настаивает на предоставлении ему отсрочки платежа на условиях увеличения количества реализуемого им товара едва раза.

Весьма сомнительное предложение. И товара надо отдать сразу больше, и сроки оплаты явно увеличиваются. И абсолютно не исключено, что приведет это лишь к потерям для предприятия. А с виду все вроде замечательно. Товара-то продается больше. А толку, оказывается, от этого может быть и меньше. В финансовом анализе существует такой показатель — стоимость денег. Именно на основе анализа такого показателя финансовый менеджер примет решение — выгодна или невыгодна отсрочка платежа для его компании. И это только один критерий принятия решения. А их, поверьте, десятки.

Специалист сможет построить соответствующую модель и заранее предостережет вас от возможных ошибок. Пользуясь финансовыми показателями, аналитик в каждой ситуации дает конкретное заключение о целесообразности предлагаемого изменения.

Однако на большинстве современных предприятий о таких специалистах еще и не задумывались. А поэтому и стряпается пока наша бухгалтерия на коленке перед годовым балансом, чтобы отчитаться перед налоговой инспекцией. Других функций у финотделов многих предприятий, увы, пока нет.

Полезная информация: