Подарки клиентам и партнерам

Дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. И все же хотелось бы, чтобы подарок оказался на добрую память. Более того, чтобы память эта была долгой. И всякий раз, как у ваших клиентов появлялась потребность в услугах, они вспоминали бы именно о вас и забывали о ваших конкурентах.

Именно поэтому в компаниях, которые заботятся о своем имидже, существует набор сувениров с символикой фирмы, которые презентуются постоянным клиентам и деловым партнерам по случаю и без случая.

Таким деловым подарком может быть хорошая ручка или набор офисных принадлежностей. Очень часто дарят часы, зажигалки, визитницы, барсетки или папки для бумаг. Возможны и более изысканные варианты. Например, сервиз или настольная лампа, изготовленная по спецзаказу. Представители гостиничного бизнеса любят дарить друг другу напольные вазы и пепельницы, а таможенники — автомобили.

Сам по себе подарок не столь важен. В данном случае важна символика, напоминающая о вашем существовании, а также внимание, оказанное партнеру. То есть идея и отношение.

Вещь как таковая является лишь носителем этой идеи и средством выражения отношения.

Примером абсолютно символического подарка может служить награждение памятным вымпелом или званием почетного академика. Очень модно теперь называть звезды в честь юбиляров.

Чудодейственную силу символических подарков продемонстрировал президент Ельцин на встрече руководителей трех европейских государств. Он подарил каждому из европейских партнеров по малахитовому ковшику. По крайней мере, он так их назвал, хотя по размеру они больше напоминали обычные соусники. В момент обнародования подарка все три предмета стояли на небольшом подносе и были скреплены цепочкой, замкнутой на маленький замочек. Президент отомкнул замок ключиком, раздал ковшики удивленным европейцам, один оставил себе, а ключ от европейского союза опустил в собственный карман.

Совершенно очевидно, что ни Гельмут Коль, ни Жак Ширак не пришли в восторг от малахитовых ковшиков, преподнесенных им Ельциным на встрече в Бору. Вряд ли они представляют себе истинное назначение этих традиционных славянских предметов.

Однако идея равенства сил и общности интересов убедительно воплощена в этом сувенире. И ключик-то от тройственного союза полеживает в кармане российского президента, что едва ли порадовало французов и немцев.

Таким образом в головы людей встраивается мысль о единстве интересов и позиций трех европейских государств.

Даже несмотря на отсутствие сколь-либо значимых результатов встречи столь высокого уровня и узость обсуждаемых на ней вопросов, таких, например, как строительство автомагистрали Париж — Бонн — Москва.

Постарайтесь красиво упаковать ваш подарок.

Ведь самая обыденная вещь в красивой упаковке существенно выигрывает и может доставить массу радости. Кроме того, человек испытывает необычайный эмоциональный подъем, раскрывая тщательно упакованную вещь. Разворачивая свертки и раскрывая пакеты, мы вдоволь тешим свое любопытство. Не забудьте дополнить свой подарок поздравительной карточкой. В качестве нее может выступить и ваша визитка. Напишите на ней пару приятных слов и вложите в конверт. Если у вас есть возможность, составьте специальный поздравительный текст.

Полезная информация: