Планирование семьи

В любом случае руководитель предприятия, начальник отдела кадров, да и сам сотрудник в случае, если на предприятии работает кто-либо из его близких родственников, должен внимательно оценить все возможные последствия.

Это своеобразный вариант перспективного планирования.

Необходимо учитывать, что ни один из супругов не должен контролировать другого. Нельзя также располагать рядом их рабочие места: во-первых, они неизбежно будут обсуждать личные проблемы в рабочее время; а во-вторых, мало ли что еще им придет в голову в тесном, замкнутом пространстве рабочего кабинета.

Кроме того, культивируя на своем предприятии семейственность, руководитель берет на себя некоторую ответственность за семейное благополучие своих сотрудников. Ведь более половины своей совместной жизни супружеская пара проводит в стенах его офиса. А значит, он не только работодатель и кормилец, но еще и крестный отец.

От одного его неправильного решения могут быть сломаны судьбы людей.

Ну например, в компании есть два отдела, находящиеся в конфликте просто по схеме работы предприятия. Скажем, торговый зал заинтересован продать как можно больше холодильников. А отдел доставки может развезти по Москве только их ограниченное количество. И ничего с этим не сделаешь на данном этапе развития фирмы. Денег на новый дополнительный грузовик пока не накопили.

Игорь — руководитель службы доставки, а Нина, его жена, — один из менеджеров торгового зала. Игорь не может не обслужить заявку Нины по доставке, так как считает невозможным не выполнить просьбу жены. Зато все остальные менеджеры торгового зала вынуждены периодически получать отказы на оформление доставки в удобное для их клиентов время. В результате супруга испытывает явные проблемы при общении с коллегами, так как они, теряя в зарплате, начинают недолюбливать свою более удачливую конкурентку. Главным же пострадавшим в этом случае является клиент, которому не оформили заявку на доставку холодильника в удобное время.

Он уходит покупать холодильник в соседний магазин.

А значит, есть еще один пострадавший — хозяин магазина, недополучивший прибыль от продажи холодильника.

Если руководство вовремя не обратит внимание на это обстоятельство, оно рискует заиметь источники конфликтов как минимум в двух отделах своей фирмы. Поэтому косвенные последствия этого события могут оказаться уже гораздо серьезнее.

Мы привели лишь частный пример того, как внимательно надо относиться к определению должностных обязанностей сотрудников предприятия. При этом, конечно, следует учитывать все индивидуальные психологические особенности сотрудника и обстоятельства, которые могут на них повлиять.

Вот к таким обстоятельствам как раз и относятся родственные отношения внутри фирмы.

Сотрудник одной из кадровых служб рассказывал историю об очень осторожном руководителе компании. Этот директор долго искал квалифицированного менеджера финансово-аналитического отдела. Требования к кандидату были очень высоки. Он должен был иметь в арсенале диплом западного образца и солидный опыт работы. Поиск занял почти три месяца. Наконец, найденный кандидат прошел все испытания, включая обследование на «детекторе лжи» и огромный пакет психологических и профессиональных тестов. Радости директора не было предела.

И вдруг… счастливый кандидат на зачисление сталкивается в коридоре со своей бывшей женой.

Оказалось, что она трудится в той же фирме во внешнеэкономическом отделе. Представьте, администрация приняла решение отказать прекрасному аналитику и до сих пор находится в поиске достойной кандидатуры. Возможно, директор в данном случае перестраховался. Но совершенно очевидно, что его трудно упрекнуть в невнимательном отношении к сотрудникам, уже занятым на предприятии. «У нас и так хватает проблем», — заявил он представителю кадровой Службы. Действительно, конструктивные отношения с бывшим супругом — дело нечастое.

А вводить в свою организацию человека, потенциально обладающего возможностью стать источником конфликта, не стоит.

Неоспоримо, что зачисление на работу супругов, а тем более бывших, требует специального управленческого урегулирования этой нестандартной ситуации. А если у вас нет времени на разрешение таких вопросов или в вашей организации нет психолога, который бы профессионально занимался этим, лучше не рискуйте.

Полезная информация: