Планирование карьеры

Сотрудники, постоянно повышающие свою квалификацию, редко делают это ради самого процесса обучения. Хотя есть и любители, так называемые вечные студенты. Но их не так много. Большинство людей учатся для того, чтобы занять более высокую должность или получать более высокую зарплату.

В некоторых компаниях, к примеру, прохождение обязательных курсов является необходимым условием продвижения по карьерной лестнице.

Однако планомерное построение карьеры характерно, увы, для небольшого количества предприятий в России.

Примером компании, которая декларирует планирование карьеры как официальную кадровую политику, является компания «Проктер энд Гэмбл». Ее сотрудники ежегодно составляют индивидуальные планы обучения, ориентируясь на предложения службы персонала и собственные знания о бизнес-образовании. Они также четко обозначают цели своего профессионального развития, перечисляя навыки, которые они хотели бы приобрести за указанное время, и должность, которую они хотели бы занять после окончания обучения. Таким образом, сотрудник вместе с компанией шаг за шагом стремится к поставленной цели.

Так, развивая каждого в отдельности, компания развивается в целом.

После приема сотрудника на работу менеджеры отдела персонала обучают его специальным навыкам по планированию и развитию собственной карьеры. Далее сотрудник изучает структуру организации и намечает этапы карьеры, которую он собирается строить. Одновременно специалисты отдела персонала подробно диагностируют возможности, сильные и слабые стороны сотрудника с точки зрения личностных и профессиональных качеств. На языке специалистов — проводят ассесмент (оценку). Все это делается с целью выяснения, насколько реальны планы человека и какова программа обучения и личностного развития, позволяющая претворить эти планы в жизнь.

В развитии карьеры сотрудника очень важным является и участие его руководителя. Ведь мало декларировать желание развивать специалиста, необходимо ему доверять все более и более ответственные участки работы, делегировать определенные полномочия.

Таким образом, планомерное развитие карьеры — результат сотрудничества самого специалиста, менеджера по персоналу и руководителя.

Без такого сотрудничества вряд ли можно говорить о планомерной политике развития персонала компании.

В большинстве фирм развитие карьеры происходит довольно стихийно. Как правило, карьера есть набор случайных событий, приведших к повышению по службе.

К примеру, руководитель отдела стремительно покинул предприятие, найдя более выгодную работу, а вам предложили занять его место. Или какой-нибудь зарвавшийся карьерист переоценил свои возможности не выдержал испытательный срок, а начальство наконец обратило внимание на ваш самоотверженный повседневный подвиг, за который вы не требовали особых наград.

В конце концов, ваш роман с шефом, который должен был чем-то закончиться, приводит к повышению по службе.

Возможностей масса. главное, оказаться в нужном месте в нужное время.

Надо сказать, что планирование и развитие карьеры является делом обоюдополезным для сотрудника и организации. И та и другая сторона приобретают целый ряд преимуществ, вкладывая силы, время и деньги в такое развитие. Сотрудник имеет возможность получить большую степень удовлетворенности от работы в организации, которая заботится о его профессиональном росте, а следовательно, росте его благосостояния. Причем неважно, что более значимо для человека: возможность самовыражения, общественное признание или материальное вознаграждение за труд — он все равно счастлив, так как обучение дает возможность достижения всех перечисленных благ. Он понимает, что организация заботится о его будущем, и не может не оценить это. Он становится более старательным и исполнительным. Не говоря уже о том, что приобретенные им знания и навыки активно применяются в повседневной практике его работы на предприятии. Кроме того, сотрудник получает возможность планировать не только свой профессиональный рост, но и личную жизнь, начиная с элементарного выбора времени для отпуска и кончая возможностью создания семьи и рождения ребенка.

Организация же получает сотрудников, преданных компании «до мозга костей» и мотивированных на достижение поставленных перед ними задач. Более того,

предприятие может спрогнозировать возможности своего внутреннего развития и заранее оценить потребности в персонале.

Однако, везёт не всем. Очевидно, что для продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и элементарное везение. Если же хотя бы большинство из указанных условий не сложатся в пользу жаждущего повышения сотрудника, его шансы профессионального роста, увы, не слишком велики. А посему, даже если у вас самые длинные ноги на фирме и вы всякий раз ловите на себе томный взгляд директора, следует подумать о дополнительном образовании, тем более что вечно в секретаршах сидеть довольно скучно.

Полезная информация: