О национальном вопросе

Обычай дарить подарки более характерен для восточной культуры, чем для западной. Поэтому, если ваш партнер из Китая или Японии, вам более внимательно следует отнестись к выбору подарка для него. Постарайтесь хотя бы поверхностно изучить обычаи страны, в которой живет ваш партнер.

Например, в Японии не следует дарить четыре предмета. Суеверные японцы связывают число четыре со смертью. В Китае закон запрещает служащим принимать персональные подарки, поэтому следует адресовать подарок организации.

Подарок восточному человеку вручают двумя руками, всей позой подчеркивая почтение и уважение. В противном случае человек может обидеться, что в дальнейшем повредит вашим отношениям, даже если он не подаст вида.

Однако и с западными партнерами следует быть предельно осторожными. В деловых кругах одежду дарить не принято. Исключение, пожалуй, составляют галстуки. Сувенирные галстуки с символикой предприятия входят в подарочный арсенал многих зарубежных компаний, особенно авиационных и компьютерных.

Если вы решили подарить своим партнерам галстуки, то не забудьте, что британца вряд ли обрадует галстук в полоску. Такой же школьный валяется у него в гардеробе как напоминание о неуютных частных пансионах и лишенном теплоты детстве. Лучше выбрать однотонный, да и логотип на нем заметнее.

Не стоит дарить острые и колющие предметы, так как во многих странах это дурная примета. Если вы все-таки выбрали именно такой подарок, то позаботьтесь о безопасной упаковке, пробке на остром конце и футляре.

Спиртное также не считается хорошим деловым подарком, особенно если ваш партнер трезвенник или мормон. На такой шаг можно решиться, только если вы хорошо знаете его вкусы и уверены, что предложенный напиток действительно доставит удовольствие вашему знакомому.

Абсолютно беспроигрышный подарок — цветы.

В нашей стране их чаще дарят женщинам. Однако в деловой этикет все более внедряются мужские букеты и композиции. При этом помните, что на дом обычно посылают свежесрезанные цветы, которые хозяева аранжируют по своему усмотрению. На работу или официальный прием следует прийти с цветочной композицией.

Если поздравление происходит в офисе, можно подарить композицию из живых горшечных растений.

В Германии не следует дарить желтых и белых цветов, так как такие букеты ассоциируются у немцев с похоронными ритуалами.

Количество цветов в европейском букете должно быть четным, у нас — нечетным.

Вопрос о цене делового подарка достаточно деликатен. Он должен стоить от десяти до ста долларов, в зависимости от повода и от того, кому преподносится. Только наиболее важным клиентам и ценным сотрудникам делают подарки, стоимость которых превышает эту сумму. Ведь, вручая слишком ценный подарок, вы ставите человека в неловкое положение. Он будет считать себя обязанным вас отблагодарить и преподнести вам не менее дорогую вещь. Однако, поверьте, лишь считанные единицы захотят компенсировать ваши затраты на подарок ожидаемыми от них услугами. Так что при установлении деловых контактов разовый дорогой подарок вряд ли решит ваши проблемы. Гораздо более эффективна тактика небольших сувениров и аккуратных поздравлений с праздниками.

Наконец,

никогда не дарите подарков, которые могут быть восприняты как взятка, компенсация или попытка оказать давление.

Даже если вы и преследуете какие-то скрытые цели, в момент получения подарка у вашего партнера не должно возникнуть ни малейшего подозрения на этот счет. А посему деликатность при вручении подарка — первейшее правило, отступление от которого ставит под угрозу успех всего мероприятия.

Полезная информация: