Маленькие детки – маленькие бедки

Мы не будем касаться проблем, связанных с трудностями взращивания и воспитания цветов жизни, а сосредоточимся лишь на частной проблеме, которая волнует всех нормальных мам и пап, особенно сильно занятых на работе. Если родители проводят с ребенком мало времени, то их очень заботит, с кем он общается все остальное, свободное от их воспитания время.

Чаще всего эта проблема формулируется, как «тлетворное влияние улицы» или «у него не та компания».

Конечно, обвинить своего ребенка во всех бедах и признать свою педагогическую несостоятельность трудно. На улицу все списать гораздо легче. Вместе с тем практика показывает, что, даже имея очень мало свободного времени, в воспитании детей можно добиться хороших результатов. Причем все сказанное относится не только к работающим женщинам, но и к отцам семейства.

Воспитание ребенка – дело общее, коллективное.

Так, в английских семьях, где папы тоже очень заняты работой, отцы имеют специальный день, который проводят вне дома со своим ребёнком. Причём они планируют его заранее и очень трепетно относятся к этой возможности.

Например, один мой знакомый английский папа начал возить своего годовалого сына на специальные музыкальные занятия для младенцев, а после занятий они вместе навещали кого-либо из друзей или проводили время в специальном клубе для молодых пап, куда допускаются только мужчины с детьми. Когда сын стал старше, они начали посещать художественные выставки и театры.

А для кого-то, возможно, более приемлемо провести этот день в автомастерской или научить своего ребёнка ещё какому-либо ремеслу. Всё это – дело вкуса и вашего свободного выбора.

Важно, что проведённый вместе день вашему ребёнку ощущение радости не то что на неделю – на месяц.

Хорошее помнится долго.

Конечно, желательно потратить некоторое время на изучение закономерностей развития детской психики. Это позволит вам выделить то самое важное, на что следует обращать внимание на каждом этапе взросления вашего чада.

Одна мама обратилась за советом к психологу. Её двухлетний сын проявлял пугающую всех жестокость по отношению к детям, с которыми он играл в песочнице. Он отнимал у них игрушки, мог ударить их лопаткой по голове за то, что они разрушили куличик. «В нашей семье, - сказала мама,- так себя никто не ведет».

Вряд ли поведение этого ребенка можно назвать жестокостью. Просто дети в его возрасте более ориентированы на изучение свойств предметов, чем на общение. Они и людей, и себя в том числе, изучают как неодушевленные предметы. Они любят корчить гримасы перед зеркалом, они могут забраться на стул и на собственном опыте изучать закон всемирного тяготения, с ревом и страхом в глазах падая вниз. И в этом процессе познания мира они набивают себе столько шишек и синяков, что удар лопаткой — это сущая мелочь. Конечно, надо приучать к тому, что так делать нельзя, но вешать на него ярлык жестокого ребенка недопустимо.

Существенный этап формирования детской личности - от трех до семи лет.

В этом возрасте дети в основном заняты играми. Важность игры состоит в том, что ребенок имитирует поведение в смоделированной им же самим ситуации. Но игры тоже бывают разными.

До пяти лет дети преимущественно предпочитают ролевые игры: в дочки-матери, в куклы, в войну. В последнее время появились неизвестные доселе детские игры например в авиакатастрофу, службу спасения или умершего папочку.

После пяти лет дети предпочитают игры по правилам: прятки, салки, казаки-разбойники, настольные игры. О детском становлении и роли игры в этом процессе можно сказать очень многое. Нас же сейчас волнует, насколько важно, с кем играет ваш ребенок в эти игры.

Так вот, выясняется, что это не столь важно, как кажется на первый взгляд. Если ваш сын, придя из детского сада, начинает демонстрировать вам чудеса воспроизведения непечатной лексики, это не самое страшное. Полезного в этих играх он получает гораздо больше.

В играх происходит процесс социализации ребенка. он учится «вести себя по правилам», учится устанавливать отношения с другими людьми.

А бранные слова, уверяю вас, уйдут сами собой, если они не звучат в вашем доме из уст взрослых. Лучше даже не акцентировать внимание ребенка на них. Или ограничиться одним-двумя замечаниями.

Итак, в дошкольном возрасте важно не с кем, а чем занят ваш ребенок.

В начальной школе дети обычно сосредоточены на процессе обучения. Особенно если у них, кроме общеобразовательной школы, есть еще и дополнительная нагрузка.

Сам процесс адаптации к школе требует столько мужества от маленького человечка, что на игры и общение остается мало времени и сил.

И психологи утверждают, что наши дети недоигрывают. Поэтому, если ваша семилетняя дочь до сих пор спит с куклой, значит, это ей необходимо. Не стоит ее от этого отучать. Придет время, и она сама откажется от этой привычки.

Но вот дети переходят в среднюю школу, и начинаются волнения и страдания родителей. Дворовая жизнь детей не поддаётся никакому родительскому контролю. Разновозрастные компании собираются со всех окрестных дворов, и куда их занесёт, не сможет сказать никто. Какие шалости придумают они на этот раз? Обычно в такой компании есть лидер, более старший, который не может занять ведущие позиции в компании сверстников. Он тешит своё самолюбие тем, что даёт указания и верховодит ребятами, которые слабее и младше.

Какие выходы из такой ситуации можно предложить?

Постарайтесь занять своего ребёнка.

Если он хочет быть сильным и ловким, отдайте его в спортивную секцию. Если он хочет играть на гитаре, найдите для него хорошего преподавателя.

Короче,

дайте ему возможность избавиться от свободного времени.

Если вы не можете его ничем заинтересовать и все ему не интересно, начинайте принимать его друзей у себя дома и организовывать им интересные занятия. Не бойтесь, что дети попортят ваш новый ковер или поцарапают дорогую мебель.

Детская судьба гораздо дороже всех этих ценностей.

Если ваш сын взрывает на улице пустые баллончики от лака для волос, бросая их в костер, собирайтесь и срочно поезжайте в магазин на Палиху. Накупите там фейерверков и хлопушек и устройте во дворе грандиозный салют. Если он подпалил соседнюю коммерческую палатку, выведите его в парковую зону и сожгите там соломенное чучело. Это гораздо интереснее. И поверьте, и вы, и ваш ребенок получите от этого страшное удовольствие! Если ваша двенадцатилетняя дочь покрасила волосы в огненно-рыжий цвет и сидит на скамейке с девицами легкого поведения, обсуждая, «как он на нее посмотрел», познакомьте ее с милым мальчиком, сделайте его другом семьи, и все встанет на свои места.

Если ваш ребёнок что-нибудь украл, не вешайте на него ярлык клептомана или отпетого рецидивиста. В жизни каждого человека есть опыт кражи.

Это необходимо, чтобы понять: такой поступок он больше совершать не будет, так как испытывает стыд за содеянное или страх разоблачения. Только для кого-то это без спросу взятая дома конфетка или монетка, а для кого-то более серьёзный проступок.

Но суть его от этого не меняется.

Главное - четко уловить момент, когда ребенок перестает опираться на ваши мнения, суждения и оценки и начинает сам формировать отношение к жизни.

Чаще всего это происходит в подростковом возрасте. У кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. И вот тут-то и наступает тот момент, когда «низы не хотели», а «верхи» проспали. Родители продолжают поучать, а дети отстраняются и начинают противоречить ради самого процесса.

Это тот самый случай, когда опека уже необычайно вредна. Здесь уже нужна только любовь и поддержка.

Неуверенный в себе подросток очень нуждается в чьей-либо высокой, пусть даже слегка завышенной оценке. И очень хорошо, если эта оценка родителей.

И уж конечно, абсолютно недопустимы методы манипулирования своим ребенком с помощью симулирования различных приступов и недомоганий. Такого рода манипуляторши особенно любят жаловаться на сердце.

Я знавала такую «любящую» мамочку, которая днем бродила по квартире, с удовольствием смотрела телевизор и с аппетитом вкушала яства, приготовленные дочерью. А вечером, когда дочь возвращалась с работы, мама жаловалась ей на плохое самочувствие, полное отсутствие аппетита и слабость. Ночью вызывали «неотложку», дочь носилась с компрессами и грелками, а наутро с камнем на сердце и воспаленными от слёз и бессонной ночи глазами шла на работу.

И так было каждый раз, когда мамочка была чем-то недовольна, например, если дочь задерживалась на работе на полчаса. Так вот, такие номера чаще всего с подростками не проходят. Они очень чувствуют неискренность, да и актёрские способности родителей не всегда слишком хороши.

Любите и понимайте своих детей!

Свято верьте в то, что они у вас самые лучшие. И они такими обязательно будут, только не сами по себе, а с вашей родительской помощью.

Полезная информация: