Лиха беда начало

Успех любого начинания сейчас, да и всегда, зависел от способности максимально эффективно использовать все имеющиеся в распоряжении инициатора проекта ресурсы, в том числе и человеческие.

Поэтому первый и, возможно, самый главный вопрос, который приходится решать любому начинающему предпринимателю или руководителю, — сколько людей необходимо привлечь для выполнения поставленных перед отделом, лабораторией, предприятием, компанией задач.

Этим же вопросом нередко задаются и рядовые сотрудники предприятий, особенно если они испытывают перегрузки. В такой ситуации трудно не мечтать об увеличении численности занятых на предприятии.

Однако не стоит испытывать иллюзии по поводу того, что все проблемы решатся с появлением суперспециалистов или пары-тройки хороших помощников. Возьмите хотя бы наши министерства, в которых деловито снуют по коридорам тысячи людей. Каждый из них очень занят и отвечает за решение глобальных проблем в рамках нашей необъятной Родины. Все эти люди действительно грамотные специалисты или, по крайней мере, большая их часть. Но нам почему-то легче от этого не становится. Единственное, в чем они явно преуспели, — это создание громадного количества проблем, которые и приходится нам с вами все время расхлебывать.

Большинство руководителей дело начинают с небольшим количеством единомышленников. Обычно приглашают самых надежных и компетентных, тех, кому доверяют как самому себе. Во-первых, чтобы экономить на бюджете нового молодого проекта и не доверять тайну создания нового дела абы кому, а во-вторых, поначалу можно обойтись без сотрудников, выполняющих технические и вспомогательные функции. Тем более что любая деталь зарождающегося нового дела на первых порах требует тщательного продумывания, а посему является делом сугубо творческим.

Энтузиасты, решающие вступить на путь создания нового дела, обычно настолько увлечены творчеством, что готовы браться за любую работу, в том числе и абсолютно неинтересную, рутинную.

Расчет товарных остатков на складе превращается в интереснейшую аналитическую маркетинговую работу. Простейшая расстановка столов и телефонов в единственной пока комнате офиса — решение задачи по оптимизации движения информационных потоков. Элементарный ответ клиенту по телефону на первых порах не техническая вспомогательная работа, а разработка имиджа нового проекта.

Это потом в компанию (отдел) придет длинноногая Юлечка или Леночка (секретарь), которая хорошо поставленным голоском будет уверенно вещать не хуже диктора телевидения: «Добрый день! Компания «Ваш покорный слуга» слушает. Чем я могу вам помочь? Как вас представить?» На первых же порах к телефону бросаются все. Каждому важно знать, кто заинтересовался их новейшим и уникальнейшим предложением. Как можно его еще больше завлечь и, самое главное, удержать.

Короче, каждый отвечает и переживает за любую мелочь, ибо из этих мелочей и деталей впоследствии сложится их общее детище — их дело.

Но рано или поздно наступает момент, когда растущий проект потребует привлечения новых рук и голов, а значит, начнут появляться люди, для которых это дело станет не возможностью самореализации, воплощением своих идей и сокровенных мечтаний, а обычные сотрудники, которые в лучшем случае будут вовремя приходить на работу, добросовестно выполнять свои обязанности и получать за это зарплату.

Романтика ежедневного мозгового штурма команды единомышленников если не заканчивается, то уж, по крайней мере, уступает место кропотливой административно-организационной равоте, от успеха которой во многом зависит успех всего предприятия.

Вот теперь-то и становится важным подобрать оптимальное количество нужных людей, правильно распределить между ними обязанности и создать механизм контроля качества работы.

Именно решение вопросов, когда, где, сколько и какой квалификации сотрудников потребуется организации, и составляет основу планирования человеческих ресурсов организации.

И именно на основе этого плана потом должны производиться поиск и зачисление новых сотрудников.

Полезная информация: