Из области делового этикета

Люди формируют свое мнение о вас еще до того, как вы откроете рот. Ваша внешность создает эмоциональный фон для восприятия выступления. Создать собственный оригинальный стиль поведения — задача очень сложная. Но об этом стоит подумать. Речь идет о деталях вашей одежды, подборе аксессуаров, походке, позе и массе других мелочей, из которых складывается некое целое, называемое имиджем.

Попробуйте вообразить себе Черчилля без его жилета с цепочкой, или Шерлока Холмса без кепи и трубки в зубах, или Авраама Линкольна без высокого цилиндра.

Дело в том, что внешний вид, выбор одежды в значительной степени влияют на то, что о вас будут думать окружающие, и отражают то, что вы сами думаете о себе. Мы еще коснемся вопросов делового этикета в главе, посвященной корпоративной культуре. Сейчас же сосредоточимся на узкой теме выбора одежды для выступления перед большой аудиторией.

Готовясь к выступлению, не пожалейте нескольких минут на выбор соответствующего «прикида».

И если стиль — это то, что вы можете выиграть в зависимости от собственного настроения и ситуации, то цвет — это фактор, который позволит вам поддерживать внимание зрителей в течение вашего выступления.

Оказывается, воздействие цвета — вещь загадочная и не поддающаяся анализу. Так, Макс Люшер считал, что предпочтения цвета могут однозначно сказать о характере человека.

Не будем столь категоричны, однако учтем, что цвет влияет на подсознание человека очень интенсивно.

Например, если вы хотите создать образ надежного и спокойного за свое будущее человека, вам подойдет синий цвет. А если вы решили прослыть любителем нововведений — введите в гардероб вещи с оттенками желтого. (Учтите, что этот цвет может придавать вашему лицу бледный и нездоровый оттенок.) Красный — символ власти и решительности. Именно поэтому еще недавно почувствовавшие силу новые русские не вылезали из своих красновато-бордовых пиджаков. Вещи черного цвета имеют свойство неожиданно исчезать из поля нашего сознания.

При выборе цвета постарайтесь учесть фон, на котором вас будет созерцать публика.

Тон вашей одежды с ним не должен сливаться. Иначе люди не смогут смотреть на вас внимательно в течение двадцати минут.

Наконец, мелкие аксессуары — галстуки у мужчин и платки, шарфы, воротнички у женщин — позволяют привлечь внимание людей к вашему лицу, что очень важно. Так, модные в американском сенате красные галстуки уже давно стали символом власти и подчеркивают уверенность в себе и силу персоны, его надевшей. А пастельных тонов воротничок с рюшечками, даже если он выглядывает из-под аскетичного классического костюма, выдаст мягкость вашего характера.

Будьте очень осторожны в выборе ювелирных украшений.

Блики от золотых украшений, а тем более драгоценных камней отвлекают внимание слушателей от главного — смысла вашего выступления. Тот же эффект вызывает слишком блестящая оправа очков. Эти детали также могут существенно испортить качество фото- и видеоматериалов с вашим участием.

Следите за своей осанкой.

Спина должна быть прямая, но не зажатая. Руки свободны. Голова приподнята. Постарайтесь, чтобы ваша поза была максимально открыта: чем меньше пересечений и скрещивание рук, ног и прочих частей тела, тем лучше.

Это тот самый случай, кош «креста на вас» выть не должно.

Поэтому, если вы сидите, откажитесь от позы нога на ногу. Если же вы скрестите руки на груди, выставите вперед челюсть и напряжете мышцы — будьте уверены, это не вызовет симпатии ни у одного нормального человека.

Жесты должны усиливать значение ваших слов.

Естественные и эффективные, они должны помочь прояснить ваше выступление, а значит, сэкономить ваше время. Суетливая жестикуляция и жесты-«паразиты» (повторяющееся потирание рук, притрагивание к чему-либо, привычка поправлять упавшую на глаза прядь волос) не сослужат вам добрую службу и, скорее всего, сформируют к вам не лучшее отношение. А так как жесты — вещь лишь относительно поддающаяся нашему сознательному контролю, не стоит ими злоупотреблять.

Полезная информация: