И вновь продолжается бой

Спор — это противоборство, в котором обе стороны теряют энергии больше, чем боксеры на ринге. А некоторые аргументы могут повергнуть вашего соперника в нокаут. Есть также хитрости сродни ударам ниже пояса, которые заведомо ставят ваших оппонентов в невыгодное положение. Есть также любители и профессионалы.

Профессионалы — люди с критическим складом ума.

Им, возможно, не дано самим генерировать идеи, но они ясно видят слабые стороны предлагаемых решений и замечают чужие ошибки. Этакие «вечные оппоненты» на защитах диссертаций, «прокуроры» на судебных процессах и оппозиционные лидеры в политике. Это особый талант!

Итак, вас пригласили на совещание для обсуждения планов развития компании. Вы убеждены в правильности предлагаемого решения, вы решили заплатить за благополучие вашей организации своими нервами и будете защищать свою позицию «до последнего вздоха».

Как надо готовиться к подобного рода испытаниям?

Даже если вы являетесь признанным профессионалом в своей области и вполне компетентны для того, чтобы грамотно ответить на поставленный вопрос, вы можете в какой-то момент растеряться, что-то забыть или не суметь четко сформулировать ответ. Чтобы избежать этого,

следует записать в свой рабочий блокнот необходимые цифры, таблицы, даты и, возможно, даже удачно сформулированные выводы.

Постарайтесь выяснить, есть ли среди присутствующих люди, которые придерживаются сходных позиций.

Для этого неплохо перекинуться парой слов с участниками обсуждения еще до его начала.

Не бросайтесь с места в карьер рассказывать о преимуществах вашего предложения. Сначала послушайте коллег, отметив все слабые и сильные стороны их проектов.

Обязательно учитывайте мнение вашего руководителя. Если обсуждаемая идея — «лебединая песня» вашего директора и он влюблен в свое детище, как Пигмалион в Галатею, то критика должна быть весьма осторожной. Альтернативные предложения в таком случае следует делать с вступлением: «Я совершенно с вами согласен. Ваша идея замечательна. И мне кажется, что все мы выиграем еще больше, если…»

Не перегружайте свое выступление большим количеством аргументов.

«Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит», - считает французский философ Н. Шамфор.

Излишнее уточнение может вызвать защитную реакцию или даже сопротивление.

Слишком большое количество фактов вызывает ощущение банальности предлагаемого. Лучше использовать один, но яркий и запоминающийся пример.

Напротив, вывод, сделанный самостоятельно, лучше запоминается и легче принимается слушателями.

Постарайтесь занять в обсуждении максимально отстраненную позицию: не переживайте как личную трагедию то, что с вами не согласны. В конце концов, даже если они не поймут всей выгодности вашего предложения, жизнь не остановится. Контролируйте себя. Для этого периодически задавайте себе три вопроса.

Первый вопрос: не влияет ли содержание беседы на мое настроение?

Из-за слишком сильного возбуждения вы можете стать невнимательны. Поэтому постарайтесь сосредоточиться и успокоиться. Если вы слишком подавлены, велика вероятность неадекватной реакции на реплики собеседника. Будьте осторожны, когда критикуете какого-либо человека, особенно из присутствующих.

Постарайтесь никого не дергать за волосы, не поливать соком и не переходить на личные оскорбления.

Позднее могут и не вспомнить, что вы конкретно сказали, но зато непременно запомнят, как «мерзко» вы вели себя по отношению к такой-то персоне или организации.

Второй вопрос: не проявляю ли я мимикой и позой недовольство ходом разговора?

Мы не всегда в восторге от собеседников. И хотя, будучи воспитанными людьми, воздерживаемся от оценок, неконтролируемые позы, жесты, зевки и частые посматривания на часы могут превратить ваших собеседников в злейших врагов.

Третий вопрос: не отвлекаюсь ли я во время беседы?

Психологи приводят экспериментальные данные, согласно которым мужчина может слушать не отвлекаясь лишь 15—17 секунд, а женщина — 24. Мы воспринимаем информацию квантами, и с этим надо считаться.

Такая порционная переработка информации необходима, чтобы ее осмыслить, соотнести с известными данными, зафиксировать новое.

Помимо того, каждый участвующий в споре должен подготовить еще и свои реплики, и порой слишком увлекается этим.

"Умение спорить — это прежде всего умение слушать", — считает Д. Карнеги.

Дайте собеседнику высказаться. Не реагируйте на первое же его возражение. Выслушайте все его доводы и поинтересуйтесь, все ли он сказал. Прежде всего, постарайтесь понять, почему он вам возражает.

У него может быть несколько причин: ваши доводы не слишком убедительны; он просто не услышал или не понял то, что вы сказали; вы ему просто лично несимпатичны.

Понятно, что в зависимости от причин, побудивших его поведение, вам стоит по-разному ответить. Вы постараетесь подключить более убедительные аргументы, вы еще раз более доступно объясните свою точку зрения или тактично прекратите настаивать на своих аргументах. «Насильно мил не будешь».

Лучше временно отступить, чем загубить идею на корню.

Полезная информация: