Дан приказ ему на запад, нам в другую сторону

Огромное количество западных руководств и учебников по менеджменту ориентирует руководителей на демократический стиль управления компанией, создание команды и воспитание ее боевого духа. Тогда и приказы станут не очень нужны, подчиненные с одного слова будут понимать, что делать, и слаженно отчитываться о проделанной работе.

Однако не стоит огульно переносить американской опыт на российский бизнес по целому ряду причин.

Первая и самая главная, как нам представляется, состоит в том, что на современном уровне развития российского бизнеса, когда большинство предприятий существуют не более пяти лет и до сих пор, по сути, являются переросшими индивидуальными частными предприятиями (ИЧП), нам еще рано думать о том, какой стиль управления выбрать, так как нет еще и самого управления.

Большинство предприятий, несмотря на определенные достижения в развитии бизнеса, управляются на уровне здравого смысла, то есть как захотела левая нога генерального. И бог его знает, чего она захочет завтра, и уж никто не ведает, что будет через год.

Поэтому, если сегодня директор решит, что удобнее возить товары не автотранспортом, а самолетом, он в лучшем случае спросит совета у своего менеджера по логистике и все равно сделает по-своему. Правда, потом может обвинить менеджера, который его вовремя не отговорил от авантюры. Переложить вину на другого всегда приятно!

Пожалуй, это наиболее типичное проявление «закона стрелочника», которого, как известно, всегда найти нетрудно, а наказать так просто приятно.

Свидетельство тому и увольнения министров второго эшелона, имена которых впервые становятся достоянием широкой общественности именно при объявлении об их отставке. Большинство из нас забывают имена жертв сразу же, но создается ощущение, что виновники беспорядка наказаны.

Наши предприятия представляют собой уникальный аналог кирки и лопаты, которые служат славному делу строительства капитализма в России. А средства, приводящие в движение это замечательное орудие, по-прежнему приказ и распоряжение.

Наиболее продвинутые предприятия имеют книгу приказов, которая в основном касается зачислений и увольнений сотрудников (законодательство требует). Иногда есть приказы по внутреннему распорядку. В них говорится о продолжительности рабочего дня, об ответственности за порядок на рабочем месте и о дисциплинарных взысканиях за нарушение этих правил.

Обо всем остальном приходится только догадываться: как устроена организация, какие в ней службы и отделы, кто за что отвечает, кто с кем взаимодействует — все это решается на уровне туманных указаний с неизвестными критериями оценки качества и неизвестными санкциями за саботаж.

А это значит, что наши предприятия еще не прошли так называемую стадию делового администрирования, которая нужна для того, чтобы предприятие заработало как четко отлаженный механизм, чтобы руководители его не задумывались бы над тем, когда уборщица должна вывозить баки с мусором, а головы их были бы заняты мыслями о стратегии развития бизнеса.

Специалисты по управлению утверждают, что эффективность работы предприятия на 75% зависит от формализованного администрирования, то есть от умения грамотно составить приказ, инструкцию и проконтролировать их выполнение.

Итак, авторитаризм — наша карма еще как минимум лет на 5—10. Но так ли уж это плохо? Известно, что гениальные бизнесмены Генри Форд, Уолт Дисней, Стивен Джонс («Эппл») не слишком миндальничали со своими подчиненными.

Власть дается тому, кто может ее взять и в состоянии удержать.

Эти люди добились успеха потому, что они взяли на себя ту власть, которую смогли эффективно реализовать для развития своего бизнеса, и использовали ее, чтобы воплотить свои мечты в реальность.

Полезная информация: