Что говорить?

Нужно ли писать текст выступления? Кому-то необходимо, как тому студенту, который всё знает, но перед экзаменом как сумасшедший пишет «шпоры». Он в них и заглядывать не будет, но осознание их присутствия как-то греет душу и вселяет в него уверенность в успехе. А кому-то достаточно просто продумать выступление и ничего не писать.

Чаще всего при подготовке к выступлению составляют план речи и кратко излагают основные тезисы и выводы, в остальном же предоставляют себе полную свободу.

Необходимо чётко знать цель своего выступления. Если вы хотите повысить боевой дух сотрудников и укрепить дисциплину на предприятии, то незачем пускаться в рассуждения о сложной политико-экономической ситуации в стране. Надо лишь объяснить людям, что с сегодняшнего дня вводятся определённые правила и за их выполнением будет осуществляться контроль.

Выступление должно включать не более двух-трёх стержневых мыслей, каждой из минут. Общая его продолжительность должна быть около минут. После этого публика начнёт зевать и кашлять.

Надо знать о существовании «эффекта края». Хорошо запоминается первая и последняя часть речи. Поэтому, если вы хотите, чтобы люди запомнили что-то важное, поставьте эту информацию в начало или конец выступления. А если хотите дать какие-либо распоряжения и побудить людей к действиям, ставьте эту часть в самый конец.

Практика показывает, что только в этом случае вы добьетесь желаемого эффекта.

Как быть, если вы в целом довольны, но хотели бы отметить некоторые недостатки?

Оказывается, позитивная информация обязательно должна прозвучать в конце.

Сначала надо пожурить сотрудников, а потом выразить надежду на их скорое исправление. Иначе, удрученные, они не смогут в этот день работать лучше. А значит, цели своей вы не достигните.

Старайтесь использовать простые, понятные и искренние слова. Не стройте длинных фраз с напыщенными эпитетами и непонятными специальными терминами, особенно если территория неоднородна.

Психологи выделяют так называемые «пухлые» слова, которые обозначают как бы очень много и вместе с тем ничего конкретного. Это такие слова, как прогресс, цивилизация, человечество, вселенная и т.д.

Чем меньше подобных слов вы бросите в пространство, тем лучше вас поймут слушатели.

Согласно теории нейролингвистического программирования, выделяют также слова «приглашения» и «отторжения». Можно сказать абсолютно идентичные по смыслу фразы и с совершенно одинаковой интонацией, но одна западёт в душу слушателя, а иногда заставит и прослезиться, другая же прозвучит для него как пустой звук. К приятным словам-приглашениям относится, например, название должности «представитель компании», к неприятным – синоним «агент». К первым – слова «приобрести», «иметь», «владеть», «стать обладателем», ко вторым – «купить». Слова первой группы – залог доверия аудитории.

Научившись использовать в своей речи больше слов-приглашений, мы, сохраняя смысл, апеллируем не только к сознанию, но и к подсознанию слушателей.

Умелое воздействие на подсознание слушателей – залог того, что ваше выступление надолго запомнится и будет иметь побудительную силу.

Для доказательства своих положений не пользуйтесь большим количеством аргументов. Приведите один-два, но сильных и неоспоримых.

Один учёный на научной конференции сказал после выступления своего коллеги: «Не верю в достоверность его выводов. Уж слишком много у него самого сомнений. Очевидные и достоверные сведения не требуют столь дотошной проверки».

В так сам докладчик попал в плен своей педантичности и склонности сомневаться в очевидном. А у слушателей возникало ощущение, что их или очень хитро проводят, или «загоняют в угол». А это ничего, кроме напряженности и недоверия, не вызывает.

Для того чтобы сказать нечто запоминающееся, совсем не обязательно быть выдающимся оратором, как Уинстон Черчилль, Оскар Уайльд или Адольф Гитлер.

Многие знаменитые фразы дошли до нас совершенно анонимно и не принадлежали великим трибунам.

Научиться использовать простую и запоминающуюся фразу, повторить её несколько раз – и дело в шляпе. Примером такого выступления может служить известная речь Мартина Лютера Кинга, священника и борца за гражданские права. Многократное повторение фразы: «У меня есть мечта!» - в речи, произнесённой во время марша на Вашингтон, застряло в головах людей на десятилетия.

Если вы считаете уместным, используйте цитату или притчу. Очень растрогает слушателей живая история или анекдот. Однако плоские остроты и пошлости в выступлении не понравятся большинству слушателей.

Есть безотказная «лакмусовая бумажка», позволяющая понять, стоит ли выносить шутку на суд слушателей. Представьте, как она будет выглядеть, напечатанная с вашей подписью в газете вашего родного города. Если не почувствовали ни тени сомнения – смело шутите.

В заключение речи посмотрите слушателям в глаза, улыбнитесь и скажите что-нибудь хорошее. Можно, например, выразить надежду, что ваша речь им понравилась, и она им понравится. Можно похвалить слушателей за внимание к столь важной проблеме. Постарайтесь дать им понять, что вы получили удовольствие от встречи, и пусть это отразится в вашем лице.

Вы должны быть спокойным, довольным хорошо сделанной работой и уверенным в себе человеком.

Полезная информация: