Больше трёх собираться!

Выступление перед аудиторией отнюдь не является уделом исключительно политиков Государственной Думы и звёзд эстрады. Для нормального функционирования среднего предприятия, например, считается необходимым проводить общие собрания сотрудников не реже двух раз в год.

Вы, наверное, подумали, что сведения эти почерпнуты из справочника политработника, изданное в советское время?

Ошибаетесь. Это утверждение принадлежит одному из известнейших современных американских организационно-управленческих консультантов. Не говоря уж о японцах, для которых утро трудового дня начинается с пятиминутного зомбирования мозгов сотрудников выступлениями о миссии предприятия и вкладе каждого в общее дело.

Таким образом, умение выступать перед сотрудниками необходимо каждому руководителю.

Это – его визитная карточка для внутрифирменного употребления. Это – его инструмент формирования общественного мнения на предприятии и о предприятии.

Не уметь выступать в наше время и не пользоваться этим – непозволительная роскошь. Последуем примеру легендарного Билла Гейтса, который весьма серьёзно отнесся к выступлениям перед российской аудиторией и не поскупился на время.

А вот один из наших директоров и владельцев компании заявил, что у него нет времени на такую ерунду и что он не девка, чтобы публично продаваться. Он в поте лица вёл кулуарные переговоры со своими сотрудниками, рассказывая каждому приблизительно одно и то же и тратя своё дорогостоящее время на установление личного контакта с парой сотен людей.

И все из-за панического «страха сцены». Впоследствии выяснилось, что в душе он был артист и трибун и вполне смог освоить науку публичных выступлений после осознания её необходимости.

Как преодолеть этот страх? Кому-то достаточно просто понять значимость своего выступления и отвлечься от учащенного сердцебиения и сухости во рту. Другие же, чувствуя, что не в состоянии овладеть собой, боятся потерять дар речи прямо перед публикой – и умереть.

Тем не менее, все остаются живы, проходят это испытание с большей или меньшей долей успеха. И конечно, приобретают неоценимый жизненный опыт. Короче, как сказал Франклин Делано Рузвельт в своей инаугурационной речи 1933 года: «Есть только одна вещь, которой мы должны бояться, - это наш страх».

Итак, какова бы ни была причина вашего страха, психологи рекомендуют сосредоточиться на текущем задании и решать проблемы по мере их возникновения.

Необходимо наметить для себя цепочку шагов, которые позволят овладеть собой.

Например, педантичный Аркадий Райкин, по воспоминаниям своих коллег, мог чуть ли не поминутно спланировать свои приготовления к спектаклям. А один из политиков, вспоминая начало карьеры, говорил, что детально представлял сколько шагов пройдёт, как поправит микрофон, куда положит письменные заметки, приготовленные для выступления.

И в последующем удивлялся своей прозорливости и с каждым шагом к трибуне приобретал всё больше уверенности в себе.

Ещё один способ преодоления волнения – репетиция своего выступления. И если, оказавшись перед аудиторией, вы скажете себе, что это выступление – одна из многочисленных попыток или генеральная репетиция, тем самым принизив его реальное значение, вы победите свой страх.

Не вздумайте глотать успокоительные таблетки. Большинство из них воздействуют на вегетативную нервную систему и вводят в состояние транса, в котором ни один нормальный человек не сможет членораздельно сформулировать собственные мысли и держать в напряжении даже небольшую аудиторию.

Кроме того, человек теряет возможность быстро и живо реагировать на непредвиденные обстоятельство и чувствовать аудиторию.

К тому же следует помнить, что небольшие симптомы страха – вещь весьма полезная, в том числе и для выступления. Например, учащенное сердцебиение – это естественный способ усилить подачу кислорода в мозг, глубокое дыхание способствует стимуляции кровообращения, некоторая доза адреналина в крови даёт дополнительную энергию и поддерживает в боевой готовности.

Такое явление в психологии называют позитивным стрессом.

Это то, что позволяет спортсменам ставить рекорды, а исполнителям вводить в экстаз публику. Это та энергетическая составляющая, которая позволит вам завладеть вниманием аудитории и шаг за шагом привести её к необходимым выводам.

Полезная информация: